История древней Руси

Плотничество

Деревообделочные промыслы в деревне

Важнейшими ремеслами для подавляющего большинства древнерусских деревень были кузнечное и гончарное. Они и успели раньше всего обособиться от сельского хозяйства.

При натуральном хозяйстве, принципом которого было «все рождается дома», многое производилось в каждом отдельном хозяйстве, и не в виде ремесла, а в виде домашнего производства. К такому домашнему производству нужно отнести изготовление одежды, обуви, утвари, земледельческого инвентаря. Для этого требовались несложные инструменты, изготовлявшиеся местным кузнецом; топор, тесло, игла, кочедыг, нож — вот, пожалуй, и все, что нужно было для обслуживания такого домашнего производства.

Плотничьи работы производились топором, являвшимся универсальным орудием, которым русский человек, по замечанию Льва Толстого, мог и дом построить и ложку вырезать. Древнерусские топоры обладали большим коэффициентом полезного действия и являлись как лесорубным, так и плотничным инструментом. Пила и долото в зодчестве деревни не употреблялись. Все курганные «голубцы» и «домовины» (дома мертвых — гробы) сделаны или из бренен, пли из колотых вдоль плах с обрубленными концами. Следов работы пилой нет. Широкое применение в обработке дерева находило тесло — нечто вроде железной мотыги. При помощи тесла можно было долбить колоду, лодку, корыто. При большом навыке теслом можно выравнивать поверхность доски. Следы от тесла — небольшие овальные в сечении борозды, идущие вдоль волокон дерева. Тесло сохраняло свое значение для обработки досок вплоть до XVII в., когда на смену теслу пришла продольная пила. С названием тесла (от «тесать») связано и наименование столяра — тесль.

О заготовке приднепровскими славянами лодок-однодеревок говорит еще Константин Багрянородный в X в...

Для плотничных и древодельских работ широко применялись железные гвозди. Гвозди всегда четырехгранные, с отогнутым верхом (современные костыли). Гвозди находят почти в каждом погребении с гробом. Применялись и деревянные гвозди-шипы.

Слово «плотник» первоначально, очевидно, означало «сплавщик» леса, «плывущий на плотах», и может говорить об общности у древних «древоделей» функций заготовки леса и постройки из него.

Предполагать наличие специалистов-плотников в деревне мы не можем. Плотники в древней Руси работали, вероятно, только для города, выходили они, очевидно, из деревни, где каждая семья сама строила для себя избу и все нехитрые хозяйственные пристройки. Учитывая сильные пережитки родовых связей, можно думать, что для крупных работ, вроде постройки избы, кладки печи и т. п., приглашались родичи-соседи, организовывавшие общественную помощь — «толоку» (летопись знает слово «толковины» в смысле «союзники», «помощники»). Для кладки печей, может быть, приглашали гончара, как человека, безусловно, хорошо знакомого с конструкцией горнов-печей. Возможно, что с этой его деятельностью связана двойственность значения слова «зодчий»: зодчий — гончар (от «зьд» — глина) и зодчий — строитель.

Таким же домашним производством была обработка кожи и меха. Мягкая кожаная обувь типа украинских «постолей» известна по ряду курганов. Овчинные тулупы и меховые шапки изготовлялись дома.

На городищах находят железные струги для соскабливания мездры со шкуры. Химическая сторона обработки кожи и меха была известна еще со времен неолита.