История древней Руси

Прядение

Деревообделочные промыслы в деревне

Важнейшей отраслью домашнего производства было изготовление тканей. Лен и конопля были распространены повсеместно. Овечья шерсть также была вполне доступным сырьем. Пряжа прялась из кудели при помощи веретена. На веретено, для ускорения его вращения, надевали глиняное или каменное (из розового шифера) колечко — «пряслень».

На шиферных пряслицах очень часты значки (меты, тамги) и надписи, подтверждающие принадлежность его определенной женщине. Ни один из бытовых предметов древней Руси не удостоился такой чести, как этот маленький розовый кружок; ни на одной категории вещей надписи не встречаются так часто, как [на пряслицах. На одном из киевских пряслиц имеется надпись: «Потворин прясльнь» (раньше эту надпись читали совершенно бессмысленно: «твори нъ прямо... сльнь», но после находки в Дунайской Болгарии пряслица с надписью: «Лолин прясленъ» притяжательная форма надписи не вызывает сомнения). Есть надписи: «Молодило» (Старая Рязань), «Мартыня» (Рюриково городище близ Новгорода), «Невесточь» (Вышгород) и несколько надписей, пока не расшифрованных (Вышгород, Старая Рязань). Иногда вместо надписи дается какая-нибудь запутанная вязь из букв и изображений или рисунок: быки, лошадь с жеребенком, птицы и т. д. Иногда пряслице метили только инициалами. Вероятно, боязнь перепутать веретена на «беседах» и посиделках, где наряду с прядением девушки занимались и различными играми, обусловила такое внимание к пометке пряслиц именем или знаком. Некоторые надписи (как, например, «невесточь»), может быть, являются свидетельством того, что пряслице дарилось девушке.

С процессом обработки льна и получением пряжи связано много различных поверий, обычаев и песен, имевших в свое время обрядовый характер. Предположительно связывают с прядением имя богини Мокоши.