История древней Руси

Древнейшие государственные образования

Древняя Русь до монгольского завоевания

В решающий момент, когда заканчивалась древняя история и начинался новый период в жизни человечества — так называемый средневековый, когда со сцены сходили рабовладельческие общества и государства, а на смену им выступали новый общественный строй и нового типа государства, славяне, как и многие другие народы, называемые греками и римлянами «варварскими», не оставались пассивными.

VI век н. э. для славян был решающим. Именно в это время они, организованные по-военному («военная демократия»), перешли Дунай и стали образовывать свои государства на Балканском полуострове.

Восточные славяне принимали активное участие в этом большом движении. Первое государственного типа образование у них появилось в Прикарпатье в конце VI в. Оно не выдержало удара аваров, но политическая жизнь у восточных славян продолжалась и после этого. Арабские писатели отмечают отдельные государственные восточнославянские образования: Куявия (Киевская земля), Славия (Новгородская земля), Артания (Приазовская Русь).

Прежде чем создалась огромная Киевская держава, Русь сумела создать несколько государственных образований, два из коих, Славия и Куявия, в середине IX в. объединились в одно государство с Киевом во главе.

Последние археологические раскопки рисуют Киев IX, а может быть и конца VIII в., городом, имеющим обширные связи с соседними странами и областями. В городе правит знать, выросшая из патриархально-родовых верхов. Неясные предания об этом времени дошли и до составителя летописи, который помнил о том, как усилившиеся поляне, «сдумаша», послали хазарам меч, о том, как княжил Кий, лицо, может быть, и легендарное, но воплотившее в себе деятельность каких-то реальных князей. Летописец подчеркивает, что он не верит легенде, говорящей о том, что Кий был перевозчиком, ибо в таком случае он не мог бы побывать в Царь граде, и сообщает предание о поездке Кия в Царьград, о встрече его с императором, о попытке его обосноваться на Дунае, где он «срубил» городок Киевец, и о том, как Кий «княжил в роде своем». Более реальны фигуры князей Аскольда и Дира (последнего знают и арабские писатели), также сидевших в Киеве. Все это говорит о более быстрых темпах формирования классового общества и государства в Среднем Поднепровье.