История древней Руси

Изделия

Гончарное дело в городах

Гончарная печь В русских городах X—XIII вв. гончарное дело было развито достаточно широко. Общеизвестно, что один из концов Великого Новгорода назывался Гончарским. Выше уже приводилось свидетельство летописи о пидьбляняне, везшем на продажу в Новгород «горнцы».

Княжеские и боярские круги, имевшие, как мы видели, в изобилии золотую и серебряную посуду, относились уже с некоторым пренебрежением к глиняной посуде. «Скудельные» сосуды становятся синонимом бедного, убогого, но все же глиняная, «скудельная» посуда в огромном количестве бытовала и на княжеских дворах, а тем более на дворах горожан. Изделия городских гончаров отличались от деревенских большей тщательностью отделки и большим разнообразием форм. Возможно, что в крупных городах, вроде Киева, существовал уже в XI—ХШ вв. ножной гончарный круг. Для орнаментации посуды гончары применяли упомянутые ранее сложные решетчатые штампы, глину для своих изделий они отмучивали лучше. Городские «керамельники» значительно обогнали своих деревенских сотоварищей и в отношении обжига посуды, производившегося в специальных горнах. В одном из киевских пригородов — Белгороде обнаружен при раскопках такой гончарный горн. Он был расположен у въезда на детинец (кремль) с внешней стороны вала. Другая система горна была на Донецком городище.

Очень интересные результаты дает анализ белгородских гончарных клейм. Здесь удалось обнаружить то, что никак не удавалось найти среди многих сотен деревенских клейм,— тождественные клейма одного мастера. Одно клеймо в виде двузубца найдено в 4 экземплярах. То же можно установить и для северных городов. Это безусловно говорит о большей массовости продукции городских гончаров. Полностью подтверждают это положение и данные письменных источников, говорящие о значительном количестве глиняной посуды в феодальном хозяйстве. Киево-Печерский патерик говорит о трех возах корчаг с вином, привезенных в монастырь, а летопись, говоря о разгроме одного из княжеских дворов, отмечает 80 корчаг с медом, хранившихся в погребе.

Ассортимент городских гончарных изделий был несравненно богаче, чем сельских. Археологические раскопки дают много различных типов глиняной посуды, начиная от простого «горнца» и кончая амфорой. Южные города, (Киев, Чернигов, Вышгород) дают большее разнообразие, чем северные. Городские горилл очень часто имеют одно или два ушка в верхней части, в остальном не отличаясь от курганных деревенских. Изготовлялись гончарами и высокие кувшины, бочкообразные жбаны («чьбан»), миски, кринки, глиняные светильники в виде цилиндра с блюдцеобразным расширением посредине.

Встречаются небольшие глиняные ковши, по форме очень напоминающие скифские. Возможно, что именно их называют письменные источники терминами «черпало», «почерпальник».

В Киеве и других городах Поднепровья часты находки амфор с узкой донной частью, узкой шейкой и двумя большими ручками, соединяющими горловину с плечами сосуда. На этих амфорах очень хорошо прослеживается ленточная техника лепки. Вероятнее всего, что летописный термин «корчага» применялся и к амфорам. Считать все эти амфоры привозными из Херсонеса нет никаких оснований, так как на них встречаются русские надписи, нанесенные мастером-гончаром по сырой глине до обжига. Одна из таких надписей, дошедшая до нас в обломках, содержала какую-то благожелательную поговорку, пожелание будущему хозяину сосуда, от которой до нас дошло только «…неша плона корчага си…». Надпись сделана гончаром грамотно, восстановить надпись в целом можно так: «благодатнеша плона корчага сия».

Гончарами же изготовлялись и «голосники» — сосуды, входившие в кладку стен и сводов зданий и служившие для акустических целей и облегчения веса сводов. Голосники внешне были похожи на кринки. На днищах их имеются клейма. На одном из голосников, найденном в новгородском Софийском соборе, мастер до обжига нанес причудливый рисунок в виде сияния и подписал: «Стефан пел».

Кроме перечисленных видов продукции гончаров, известной нам непосредственно по материалам, имеется еще целый ряд терминов в различных письменных памятниках, относящихся к глиняной посуде (чремига, връчь, комърог, викия, кнеяу конобь, скудельник), приурочить которые к определенному типу посуды не представляется возможным.

Помимо посуды, гончары делали также глиняные игрушки в виде коньков, всадников, женщин с ребенком на руках, свистулек, погремушек и т. д...