История древней Руси

Кирпич и поливные плитки

Гончарное дело в городах

К гончарному же ремеслу нужно причислить и «плинфоделание» — так называлось изготовление кирпичей. По всей вероятности, этим делом занимались особые мастера, так как для кирпичей требовалось иное оборудование, чем для посуды. Здесь лишним был гончарный круг, а, с другой стороны, требовался навес для сушки (сушили на открытом воздухе, и по сырым кирпичам бегали собаки и козы, отпечатки ног которых часто видны на древних кирпичах); требовался и специальный горн («пещь плинфяна») для обжига. Первоначальная близость гончарного и кирпичного дела сохранилась лишь в названиях: «зъдарь» — гончар, «зъдъчий» — строитель (из кирпича) зданий. В обоих случаях связывает эти слова материал — глина (зъдъ).

В Киевской Руси кирпичи делались квадратными, широкими и плоскими.

Для декоративных целей (украшение пола, стен), наряду с большими кирпичами, применялись и маленькие плитки, покрывавшиеся сложным эмалевым узором. Эмаль для этих целей плавилась в специальных двойных тигельках, где в каждой ячейке плавилась эмаль особого цвета, а затем содержимое тигелька попеременно выливалось на раскаленную глиняную плитку, образуя причудливый полихромный узор. Очень часто применялся узор в виде волнистых параллельных линий, встречается узор и в виде стилизованных растений, реже птиц (Боголюбово). Иногда в расплавленную массу бросали мелко искрошенные куски твердой эмали, которые, попав на плитку, слегка оплавлялись, но сохраняли всю яркость красок и создавали впечатление мелкой мозаики.

Такой эмалевой поливой покрывались не только плитки, но и яйцевидные погремушки (расходившиеся за пределы города), фигурки людей (идолы) и посуда. В Киеве и окрестных городах, наряду с хсрсонесской поливной посудой, существовала и своя, местная. Цвет поливы большей частью зеленый. В Новгороде была открыта раскопками мастерская, делавшая глиняные, покрытые поливой игрушки. В Киеве также в большом количестве изготовлялись глиняные игрушки (женщина с ребенком, всадник, конек, баран и т. д.); эти фигурки изготовлялись без гончарного круга, часто раскрашивались и иногда покрывались поливой. По своим сюжетам и трактовке они очень близки к ритуальным изображениям скифо-сарматского времени.

Обзор гончарного городского ремесла был бы неполон, если бы мы не остановились еще раз на многочисленных клеймах городских гончаров. Среди них можно выделить одну группу, резко отличающуюся от остальных, это клейма в форме двузубца или трезубца. Такие клейма встречены в Киеве, Вышгороде, Белгороде (четыре экземпляра, упоминавшиеся выше), Родне, Остерском Городце и близ Канева. Подобные клейма имеются и на кирпичах из Киева, Чернигова, Смоленска, Остерского Городца. Рисунок этих клейм повторяет известные нам уже по ювелирному делу княжеские знаки, знаки Рюриковичей. В некоторых случаях знак на кирпиче дан в такой же пышной парадной форме, как и знаки на великокняжеских монетах (Киев, Старый город).

Откладывая детальное рассмотрение этих знаков, отметим, что наличие княжеских знаков на посуде (а точнее — на гончарных кругах городских гончаров) позволяет говорить о принадлежности именно этой части гончаров к системе княжеского хозяйства, может быть, на положении княжеских холопов.