История древней Руси

Изделия из стекла

Городские стекольники

Долгое время все стеклянные вещи, находимые на городищах и в курганах X—XII вв., считали привозными из Византии или даже из Сирии. Только раскопки В. В. Хвойка в Киеве доказали существование там стеклоделательной мастерской. В обширной мастерской был найден целый ряд глиняных горнов и печей «особого устройства». Что это было за особое устройство, производитель раскопок не объяснил. В этой мастерской было найдено также большое количество стеклянных браслетов и перстней, целых, разбитых и сплавленных вместе. Здесь же были найдены куски эмали и инструменты для изготовления колтов с эмалью. Стеклянные браслеты, наряду с шиферными пряслицами, являются распространеннейшей находкой в древнерусских городищах. Нет, пожалуй, ни одного городища XI—XII вв., где не были бы встречены обломки голубых, синих, зеленых, желтых стеклянных браслетов. В больших городах, вроде Новгорода, на территории нескольких древних домов находят при раскопках тысячи таких обломков. В деревенских курганах стеклянные браслеты очень редки и встречаются только невдалеке от Киева. Стеклянные перстни были распространены значительно меньше, они встречаются в самом Киеве, в Вышгороде и в других, близких к Киеву, городах, а также и на севере — во Владимире на Клязьме.

Браслеты изготовлялись из стеклянных жгутов, сложенных кольцом в горячем состоянии и сваренных в месте скрепления концов. Судя по раскопкам киевской мастерской, количество бракованных изделий было велико. Достаточно было стеклянному жгуту остынуть несколько больше, чем это требовалось для сгибания кольца, и стекло ломалось при сгибании.

При раскопках городов (особенно южных) находят в слоях XI—XIII вв. стеклянные сосуды в виде флаконов и кубков. Они сделаны из толстого стекла и обычно украшены орнаментом из на лепных стеклянных же валиков и жгутов. Эти сосуды сильно отличаются от тонкостенных небольших сосудов, находимых в богатых курганах IX—X вв. (в Киеве и под Новгородом). Тонкостенные хрупкие сосуды можно считать импортными, а описанные выше массивные с лепным узором «стькляницы» можно считать изделием местным, киевским.

Слово «стькло» находится в древнейших письменных памятниках XI в. и стоит, вероятно, в связи с глаголом «стекать», что может быть связано с процессом выплавки стекла и стеканием его расплавленной массы на нижнюю часть плавильной печи.

Стеклянные вещи часто упоминаются в XI—XII вв. Замечательные по своей наивности Вопрошания Кирика содержат вопрос об осквернении посуды. Епископ Нифонт глубокомысленно отвечал, что необходимо «очищать» молитвою всякую посуду «яко же древяну, тако же глиньну, тако меди и стьклу и сребру.». В Слове о богатом и убогом (XII в.) в описании пира у богача сказано, что на пиру слуги «стькляиица с виномь носяще». Даниил, путешествовавший в Иерусалим, сообщает, что он купил «кадило стькляно, велико вельми». В XI—XIII вв. употреблялось оконное стекло в виде толстых круглых вставок, вкладывавшихся в вырезки закрывавшей оконный пролет доски.