История древней Руси

Ковка и чеканка

Городские ювелиры

Наряду с литьем металла широкое (в отличие от деревни) применение имели ковка и чеканка.

Существенным недостатком литейной техники вообще является то, что этот способ изготовления вещей требует большого количества дорогого металла и сильно утяжеляет изделие, так как отлить очень тонкую вещь чрезвычайно трудно. Кроме того, тонкая литая вещь очень хрупка, тогда как ковка уплотняет металл, делает его более прочным и позволяет изготавливать большие, но тонкие и легкие вещи. В большинстве случаев из меди и серебра выковывалась различная посуда — кубки, вазы, братины, чары, блюда и т. д.

Златокузнец отливал из серебра (или меди) плоскую лепешку, а затем начинал ковать ее на наковальне от середины к краям. Благодаря этому приему вещь постепенно принимала полусферическую форму. Усиливая удары в определенных зонах и оставляя некоторые места менее прокованными, мастер достигал желаемого контура вещи. Иногда к чашам приковывался поддон, закруглялись края, а на венчик и тулово наносился чеканный орнамент. Вся эта работа могла потребовать от [ювелира, помимо обычной наковальни, дополнительных деревянных болванок и особых молотков с закругленными концами. Один такой молоток найден в Старой Рязани. Образцами кованой серебряной посуды может служить чара черниговского с чеканным орнаментом, подражающим зерни. Орнамент нанесен князя Владимира Давидовича, найденная в специальными пунсонами. столице Золотой Орды—Сарае.

По венчику вырезана надпись, сообщающая имя владельца и желающая здоровья пьющему из чары.

С ковкой серебра и меди почти неразрывно связана чеканка этих металлов. Простейший вид чеканки представляет нанесение рисунка на внешнюю поверхность вещи различными пунсонами. Орнаментируемую пластинку клали на жесткую подкладку и наносили узор, уплотняя металл в месте удара, но не делая выпуклостей на обороте. Узор наносили пунсонами различной формы: одни имели вид маленького долотца, другие давали отпечаток в виде кольца, круга, треугольника и т. д. Такие пунсоны были описаны выше, в разделе о деревенском ремесле. В Вышгороде была открыта мастерская чеканщика, содержавшая листы тонкой меди, миниатюрные молотки, зубильца и пунсоны. Встречаются профилированные пунсоны для фигурной чеканки. Таким именно способом украшены оковки турьих "рогов в курганах X в. Большей частью рисунок этих оковок геометричен (Гнездово и др.), но одна из них, оковка рога из Черной Могилы], поражает своим фантастическим орнаментом из фигур людей и причудливых драконов и птиц. Фон, подготовленный для черни, углублен чеканкой, а сделавшиеся благодаря этому выпуклыми фигуры разделаны резцом.

Эта техника чеканки господствует до XII—XIII вв., когда появляется техника выпуклой чеканки (так называемая обронная работа). Сущность последней заключается в том, что сначала орнаментируемую серебряную пластинку чеканят с обратной стороны, выдавливая рисунок резким выпуклым рельефом наружу. Лишь после того, как такой чеканкой получен на лицевой стороне выпуклый рисунок, лицевая сторона подвергается более детальной обработке: разделываются одежды, лидо, волосы, подправляется общий рельеф. Для того чтобы не порвать тонкий металл при такой глубокой, выпуклой чеканке, работу производили на специальной упругой подушке из вара, воска или смолы. Точно так же и при обработке лицевой стороны обратную сторону заливают подобной же упругой смесью, чтобы не нарушить полученный рельеф ударом пунсона. Эта техника была значительно сложнее, чем простая чеканка по лицевой стороне. Впервые эта техника появляется на новгородских вещах XI в. Образец выпуклой чеканки дает нам уже упоминавшийся шлем Ярослава Всеволодовича, сделанный, очевидно, около 1215 г. Рельефная чеканка (обронное дело) значительно полнее представлена в Новгороде и Суздале. На юге эта техника применялась очень редко. В Новгороде, помимо кубков, имеется еще «сион» (церковный ковчег) XI—XII вв. с хорошей выпуклой чеканкой.