История древней Руси

Техника литья

Городские ювелиры

Часть предметов отливалась в каменных литейных формах, большая же часть отливалась с восковых моделей, наличие которых мы уже видели выше у деревенских кузнецов. Образцами плоского литья по восковой модели может служить известная бронзовая арка XII в. из города Вщижа Восчижа) на Десне (точное бытовое назначение предмета не определено).

Помимо плоского литья, позволявшего при известной осторожности сохранять литейную форму и даже пользоваться ею многократно, как мы видели выше, литейщикам часто приходилось решать задачу создания объемных вещей, которые невозможно было вынуть из формы, не разломав последней. В некоторых случаях для таких изделий создавали сложную составную форму из нескольких частей, что, однако, неизбежно увеличивало количество литейных швов, а тем самым ухудшало качество изделий.

На помощь мастеру приходил так называемый способ «потерянной формы», когда, изготовив восковую модель, обмазывали ее глиной со всех сторон, обжигали, вытапливали воск, наливали металл и для получения вещи разламывали глиняную форму. Способ «потерянной формы» применялся у нас широко еще с X в. Именно этим приемом создан ряд бронзовых и серебряных фибул со звериными мордами, бронзовые подсвечники с такими же мордами по бокам и ряд других предметов. Отсутствие литейных швов (даже зачищенных) убеждает в том, что при изготовлении этих вещей мог быть применен только указанный выше способ. Техника восковой модели тесно связана с работой на заказ, так как этим способом создавались вещи-уникумы, единичные, неповторяемые экземпляры. Работа на более широкий сбыт требовала от ремесленника большей массовости продукции, что и приводило мастера к созданию более долговечных шаблонов для своих изделий. Такими прочными шаблонами были каменные литейные формы, во множестве находимые в старых городах. Материалом для форм служил песчаник, известняк, жировик, розовый шифер. Иногда делались и прочные двусторонние глиняные формы.

Известны формы для колтов, для крестов, для поясных бляшек, для широких запястий, для бубенчиков, пуговиц, перстней и т. п. В большинстве случаев формы сделаны тщательно, снабжены шипами для лучшего скрепления половинок. Для литья олова применялись специальные бронзовые литейные формы. Многие литейные формы имитируют дорогие изделия с зернью и сканью, заменяя эти сложные приемы литьем. Для того чтобы не повредить такую тонкую зернь, приходилось делать формы, состоящие из трех и даже четырех частей (например, для трехбусинных височных колец).

Работа на определенного заказчика у ювелиров уже сочеталась с работой на рынок; в этом отношении интересна так называемая черниговская гривна, одна из первых литых поделок, обративших на себя внимание исследователей. Неправильно названная гривной, эта вещь представляет собой круглый массивный амулет-змеевик с надписью о помощи Василию (надпись выполнена налепом восковых букв на модель). Очень вероятно предположение, что этот золотой амулет был изготовлен для Владимира Мономаха. После находки золотого экземпляра было найдено в разных местах несколько отливок с этой же самой формы, но сделанных из меди. Можно рассматривать эти медные отливки, как пробу перед литьем дорогого экземпляра для высокопоставленного заказчика, но так же вполне возможно, что мастер просто использовал готовую форму для рыночных изделий.

Массовость литых изделий может быть особенно хорошо прослежена на примере энколпионов (крестов-складней). Исследование позволило установить, что район распространения этих предметов городского ремесла значительно превышал район сбыта деревенских ювелиров. Городская литейная продукция расходилась на территории протяжением в 100—200 км. Этот вывод подтверждается также изучением распространения и ряда других литых изделий (поясные бляшки, подвески к ожерелью и др.).