История древней Руси

Зернь

Городские ювелиры

Совершенно неотделима от скани всегда сопутствующая ей техника зерни, когда на пластинку напаивали мельчайшие зерна металла. Зерна золота или серебра заготавливались заранее из мельчайших капель металла, а затем укладывались при помощи маленького пинцета на орнаментируемую пластинку. Далее все следовало так же, как и со сканью: посыпали припоем и ставили на жаровню.

Возможно, что при этой работе применяли медные паяльники, раскаленные в той же жаровне. Паяльниками подправляли те места, где припой плохо, схватывал зерно или нить.

Зернь и скань, известные в инвентаре русских курганов начиная с IX и., и в дальнейшем являлись излюбленнейшей техникой городских златокузнецов. В раннее время зернью особенно усердно украшали серебряные лунницы (в старых памятниках «месяца гривеньная», т. е. лунница ожерельная). На некоторых из них напаяно по 2250 мельчайших серебряных зерен, каждое из которых в 5—6 раз меньше булавочной головки. На 1 кв. см приходится 324 зерна. На зерненых киевских колтах количество зерен доходит до 5000.

В XII—XIII вв. зернь в городах не вывелась, но применялась главным образом на звездчатых колтах, иногда в виде сплошного покрытия для лучей звезд, иногда же в виде изящных бордюров.

Иногда применялась перегородчатая зернь. На пластинку напаивалась тонкая гладкая проволока, создававшая каркас рисунка. Пространство между проволоками густо засыпалось зернью, которая припаивалась вся сразу.

Скань применялась в самых различных случаях: для подвесок к ожерелью, для рукоятей мечей, для обрамления крупных эмалевых медальонов и т. д. Ажурная скань применялась почти исключительно для трехбусинных височных колец, бусины которых делались каждая отдельно. Для изготовления бусин туго скручивались золотые нити, и из одной сканной нити, длиной около 12—15 см, скручивая ее в разных направлениях, делали каркас, состоящий из восьми соприкасающихся окружностей и двух втулок для самого стержня, на который надеты бусины. Места соприкосновения проволочных колечек (диаметр 3—4 мм) спаяны и накрыты сверху для прочности маленькой каплей золота. Таких зерен на каждой бусине 16. Иногда для прочности между колечками протягивали дополнительные нити. В результате получалась очень легкая, воздушная бусина, изящная и хрупкая на вид, по достаточно прочная.

Для изделий из проволоки применялась и ложновитая проволока, когда литье заменялось имитирующей его насечкой или специальной штамповкой. Насечка делалась резцом, а штамповали проволоку в железном штампе, имеющем желобок с насечкой. Проволоку закладывали в желобок и узким молотком вгоняли в насечки; после этого проволоку поворачивали и еще раз повторяли штамповку (см., например, колты из Святозерского клада).