История древней Руси

Портняжное дело

Кожевенное дело в городах

К сапожному и скорняжному делу близко примыкает портняжное.

Единственным, но интересным источником в этом вопросе является Киево-Печерский патерик. Ведя упорную (но бесплодную) борьбу за введение общежительного устава, старшие монахи использовали и Патерик для обличения стремлений к бегству из монастыря. Одним из примеров этого является рассказ «О исходившем часто из монастыря». Сначала об этом беглеце говорится только, что он часто «отбегаше от монастыря». Феодосии Печерский принимал его каждый раз, как он возвращался, но, очевидно, за каждое возвращение в стены монастыря беглец должен был расплачиваться. Когда Феодосии вновь «причте его к стаду», «тогда же черноризец той,[иже бе своима руками работаа, сътяжал имение мало бе бо порътной швець [вариант: бе бо платьна делая] и сие принес пред блаженнымъ положи». По всей вероятности, этот непоседливый черноризец работал на дому у заказчиков, чем и объясняются его частые отлучки. Для ремесла «портного швеца» это наиболее естественная форма работы, удержавшаяся очень долго. Паволоки, оловир, аксамит — все эти дорогие заморские ткани, бывшие в ходу в городах, требовали опытной руки мастера-закройщика. Из археологических