История древней Руси

Мелкие изделия из камня

Обработка камня

Вторым разделом в обработке камня было изготовление мелких предметов, требующее тонкой и тщательной работы. Сюда можно отнести изготовление каменных бус, крестиков, иконок, литейных форм, шлифовку камней для украшения различных золотых медальонов и пат. Материалом для этих вещей служили знакомые уже нам шифер, жировик, плотные сорта известняка и ряд драгоценных и полудрагоценных камней вроде сердолика, хрусталя, аметиста, сапфира, яхонта, альмандина, яшмы, янтаря.

В отношении бус из сердолика, на основании изучения ареала их распространения, доказана возможность местного производства (Рязань), хотя мастерские сердоликовых бус еще не найдены. Пользуясь этим же методом, можно выделить еще ряд типов бус, характерных для того или иного района.

Бусы сверлились с двух сторон, так как длинное сверло трудно было сделать; поэтому канальцы сверления не всегда точно совпадают один с другим. Затем бусы гранились или обтачивались. Последним этапом была шлифовка камня, требовавшая большой тщательности и отнимавшая у мастера много времени. Совершенно так же делались камни для оправы в золото; здесь только отсутствовало сверление. Если сравнить производство бус с производством пряслиц, то необходимо признать, что обработка твердых пород (сердолика, хрусталя, аметиста) требовала несравненно более сложного и совершенного инструмента. По всей вероятности, производство бус имело место только в городе. Мягкие породы требовали, конечно, меньше усилий. При раскопках в Старой Рязани была открыта мастерская янтарных бус. Янтарь, вопреки укоренившемуся взгляду, отнюдь не является только балтийским товаром, а распространен почти по всей Восточной Европе. Старорязанская мастерская работала на местном (красноватом) янтаре. Аналогичная мастерская XII — начала XIII в. с запасом около 600 г сырья и полуфабрикатов была раскопана в Киеве.

Обилие шифера в Киевщине позволило камнерезам изготовлять из него различные иконки и крестики, которые в техническом отношении особого интереса не представляют. Вероятно, их изготавливали монастырские мастерские.