История древней Руси

Ремесло в религии и фольклоре

Ремесленники Древней Руси

Роль сельского хозяйства, и в частности земледелия, в формировании первобытного славянского мировоззрения общеизвестна: большая часть языческих обрядов, праздников и несен связана именно с земледелием. Роль ремесла в создании языческой религии менее заметна, но все же имеет право на самостоятельное изучение. Целый ряд специальных обрядов связан, например, с работами по прядению и ткачеству, которые в это время хотя и не вышли за пределы домашнего производства, но все же являлись крупной отраслью производственной жизни. Прядение и ткачество находились, по представлениям древних славянских женщин, под покровительством специальной богини Мокоши, идол которой был поставлен Владимиром в Киеве рядом с другими богами — Перуном, Велесом, Дажьбогом.

Естественно, что наибольшее количество поверий, легенд и обрядов было связано с важнейшим ремеслом — кузнечным. Загадочный процесс превращения руды в железо, ковка раскаленной докрасна полосы, тайна закалки в воде или в струе воздуха, хитроумные приспособления для литья и смелое обращение кузнеца с огнем,— вся эта необычная для пахаря производственная обстановка неизбежно ставила в его глазах кузнеца в особое положение. У всех народов мира кузнецы считались какими-то необычными, сверхъестественными существами, колдунами, чародеями, с одной стороны, благодетельными, с другой, как все чародеи, опасными.

В русском фольклоре сохранилось много заговоров, в которых фигурирует кузнец; кузнецы также считались знахарями и колдунами; от кузнечных производственных терминов производились слова, имевшие смысл хитрого, опасного. Так, например, с глаголом «ковать» тесно связано слово «ковы», имеющее смысл злоумышления, и «ковьник» — мятежник, замышляющий зло. Отсюда же и слово «коварство», имеющее два различных смысла: один, более древний — «умение», «разумность», «смышленность» и другой, сохранившийся до современности,— «лукавство». Совершенно такова же судьба слов «хитрость» (первоначальный смысл которого означал «умение», «мастерство», «знание», «художество») и «хитрец», являвшееся синонимом «мастера», «художника», «ученого», «мудреца», «создателя», «знатока». В XII в. летописец писал о построенной князем Андреем Боголюбским церкви, что она «всею добродетелью церковьною исполнена, изьмечтана всею хитростью» (Ипат. л., 1175); несколько позднее в подобном случае говорили: «человеческыми хытростьми утворена или мастерскими козньми и умышлении и догады преухорошена». Встречается и слово «хытрокознец» — искусный художник. Слово «кузнь» стоит, несомненно, в близкой связи со словами «къзнь», «кознь», означающими как изделие, художество, так и злой умысел. В этом отношении русские кузнецы очень близки к греческому богу — кузнецу Гефесту, которому одинаково приписывали и умение, и мастерство, и хитрость, и колдовство, выражавшиеся одним и тем же словом).

Кузнецов считали врачами, колдунами, которые могут сковать счастье, приворожить любимого, определить судьбу. В былине о Свято горе и Илье рассказывается о том, как Святогор поехал к «Сиверным горам» узнавать у кузнеца о своей судьбе: «В кузнице кузнец кует два тонких волоса. Говорит богатырь таковы слова: «А что ты куешь, кузнец?» — Отвечает кузнец: «Я кую судьбину, кому на ком жениться»». Часто кузнецы выступают как покровители брака, и к ним обращаются девушки с просьбами сковать венец или колечко. Как увидим ниже, есть основания считать покровителем кузнечного дела языческого бога Сварога.