История древней Руси

Вопрос об отделении ремесла

Ремесленники Древней Руси

Если ремесло в целом как крупная отрасль народного хозяйства редко попадало в сферу внимания прежних историков, то ремесленники, их положение в обществе, их роль в истории древней Руси обычно вовсе забывались и совершенно ускользали из поля зрения. В этой рубрике мы попытаемся обрисовать не техническую, но общественную сторону ремесла X—XIII вв. Естественно, что многие проблемы, за недостатком данных, не могли быть решены здесь полностью и даются лишь в виде постановки вопроса или предварительного решения его.

Для русской деревни в изучаемое время удалось наметить следующие группы ремесленников: кузнецы, гончары, бондари, камнерезы. Эти группы крайне неоднородны. Прочно выделившимися в особый разряд специалистов можно считать только кузнецов.

Гончары хотя и существовали повсеместно, но никогда, разумеется, не играли такой важной роли в крестьянском хозяйстве, как кузнецы. Как показал составленный автором каталог восточнославянских гончарных клейм, продуктивность каждого отдельного гончара была невелика. По-видимому, каждый отдельный поселок или незначительная группа поселков обслуживались особым гончаром. Но даже в этих небольших пределах работа деревенскою гончара едва ли являлась единственным источником его существования.

Пользуясь этнографическими данными, можно произвести примерный расчет времени, которое гончар тратил на выделку посуды в течение года. Для примера возьмем поселок в 10 дворов и примем за максимальную цифру потребных для каждой хозяйки новых горшков — хотя бы 10 горшков. В итоге подсчета рабочего времени мы убеждаемся, что даже при нарочитом преувеличении трудностей производства гончар мог обслужить потребности (100 новых горшков) деревни в 10 дворов всего-навсего за 20 дней работы. Всего за зимнее время, свободное от полевых работ, гончар мог бы обслужить значительный район в 90—100 дворов. Но в этом не было надобности, так как рядом, в соседнем поселке, работал другой гончар. Очевидно, гончарное дело было для гончара подсобным, дополнительным к земледелию сезонным занятием. Правда, это занятие уже требовало специального оборудования, как круг и печь для обжига, и являлось уже ремеслом. Работа производилась, очевидно, на заказ. Только близость крупных городов с их торгами давала возможность древним гончарам расширить производство и заранее готовить свои «горнцы» на продажу (вспомним гончара из окрестностей Новгорода, который вез продавать горшки). Примерно в таком же положении находилось и бондарное дело.

Безусловно, важнейшим ремеслом в деревне было кузнечное. Оно было к тому же ремеслом в полном смысле слова, полностью отрывавшим кузнецов от земледелия для таких сложных и разнообразных работ, как кричное или доменное дело, ковка железа и литье меди.

Как показал сделанный выше анализ кузнечной техники, в большинстве деревенских кузниц работало двое кузнецов — мастер и подручный. Очень интересным, но спорным является вопрос о разделении труда в кузнице относительно ковки и литья. Ввиду того, что литейные принадлежности и в русских и в близких к ним могилах находят при женских погребениях, можно высказать предположение, что литейным делом могли заниматься и женщины. А то обстоятельство, что для плавки и литья меди нужны были и горн, и меха, и клещи, т. е. весь инвентарь, которым оснащена кузница, позволяет думать, что литейным делом занимались женщины из семьи кузнеца; при этом они использовали оборудование кузницы. Кузнецы имели более широкий круг обслуживаемых ими поселков, чем, например, гончары.