История древней Руси

Урожаи и недороды

Сельское хозяйство в домонгольский период

В нашем распоряжении не имеется никаких данных относительно урожая хлебов в XI—XII вв. Однако чрезвычайно показательными для оценки уровня земледельческого производства являются те постоянные неурожаи, недороды, от которых так страдала древняя Русь. Вследствие низкого уровня земледелия, мало-мальски неблагоприятные климатические условия вели к недороду. Особенно страдал от недородов русский север — Новгородская земля, о чем часто говорят летописи, например: «…на осень [1127 г.] уби мороз вьрыпь всю [хлеб] и озимице; и бысть голод и церес зиму ръжи осминка по полугривне» (I Новг. л.); «Том же лете [1161] стоя все лето ведромь, и пригоре все жито, а на осень уби всю ярь мороз» (I Новг. л.). Такие строки в Новгородской летописи встречаются неоднократно. От неурожаев страдала и Ростово-Суздальская земля, несмотря на то, что в центре ее был расположен черноземный район — Залесское ополье. В 1024 г. «Бе мятежь велик и голод по всей той стране; идоша по Волзе вси людье в Болгары и привезоша жита и тако ожиша» (Лавр, л.). Такой же голод был в Ростово-Суздальской земле и в 1071 г.: «Бывши бо единою скудости в Ростовьстей области», — говорится в Лаврентьевской летописи.

Лучшая Питерская ремонтная компания - УЮТ-Сервис.

Тяжесть подобных недородов и голодовок еще более усиливалась в связи с растущей эксплуатацией сельского населения местной общинной верхушкой и княжескими данями; потому часто голодовка вызывала «мятежи» и обострение социальной борьбы, как это было в указанных случаях в Ростово-Суздальском крае. Поэтому в современных церковных поучениях эта тема особенно разработана. Князь Ярослав, подавивший мятеж 1024 г. в Суздальской земле, по словам летописи, прочел восставшим следующую мораль: «Бог наводить по грехом на куюждо землю гладом или мором или ведромь [засухой] ли иною казнью, а человек не весть ничтоже». Слово о ведре и казнях божиих, относящееся к середине XI в., также изображает силы природы, как силы карающего христианского бога, который орошает дождем одну область, а другую иссушает зноем, закрывает или отверзает «хляби небесные», «ознобляет мразом плоды», посылает «казнь на скоты», а на колосящиеся нивы — тучи саранчи, хлебного жучка, червя, — «прузи и хрустове и гусениця» (Лавр, л., 1068). Летописные записи особенно выделяют налеты саранчи («прузи»); так, под 1094 г. читаем: «В се же лето придоша прузи на Русьскую землю месяца августа в 26 и поедоша всяку траву и многа жита; и не бе сего слышано в днех первых в земле Русь сте, яже видеста очи наши за грехи наша» (Лавр. л.). Так же в августе следующего года «придоша прузи. и покрыша землю, и бе видети страшно: идяху к полунощным странам ядуще траву и проса» (Лавр. л.). Характерно, что позднейшая запись о нашествии монгол сопоставляет их с этим страшным сельскохозяйственным бедствием: «приидоша множество кровопроливець крестианьских без числа аки прузи.».

Христианская религия, приспособлявшая свой культ к условиям древней Руси, приняла в свой пантеон ряд языческих богов — покровителей хозяйственного благополучия или владык сил природы. Земледелец переключился на христианский календарь с его святыми, сочетав его с наблюдениями над природой многих поколений пахарей и скотоводов, со своим собственным календарем хозяйственных работ и примет, позволявших предугадывать метеорологические явления и другие обстоятельства, влиявшие на урожай.

Лучшая Питерская ремонтная компания - УЮТ-Сервис.