История древней Руси

Итоги развитию русского ремесла в Х—XIII вв

Специализация городского ремесла

Подводя итоги развитию русского ремесла в Х—XIII вв., мы можем сделать следующие выводы: ремесло являлось важнейшей составной частью древнерусского хозяйства, ускорившей развитие сельскохозяйственной и военной техники и развитие феодальных отношений.

В техническом отношении русское ремесло завоевало себе почетную славу. Трактат о различных ремеслах Теофила заслуженно ставит «Руссию» в первых рядах тогдашних культурных стран. Русь оказывала большое влияние на Волжскую Болгарию, где покупали русские вещи и подражали киевским модам. В специальных мастерских на Княжой Горе выделывались зеркала для половчанок и золотые гривны для их мужей. Русские замки шли позже в богатую железными изделиями Чехию; русские товары, в том числе и медное литье, везли в Польшу; русское серебро с чернью и золото с эмалью восхищали знатоков европейского ювелирного дела.

Мы можем наметить среди ремесленников несколько групп: общинные деревенские ремесленники, ремесленники-холопы на княжеском дворе и свободные городские ремесленники на посадах. Эти категории ремесленников, а также и развитие их исторических судеб совершенно аналогичны судьбам ремесленников в западных странах классического феодализма. Киев, Чернигов, Галич, Владимир, Смоленск, Новгород, Псков и ряд других городов жили в XI—XIII вв. той же жизнью, что и вся Европа и связанные с нею страны Ближнего Востока. Русские ремесленники в своем развитии шли теми же путями, что и их английские, французские, итальянские, византийские и арабские собратья. Борьба с феодалами подводила их в XII в. к мысли о ремесленных объединениях и к открытым вооруженным восстаниям.

Нашествие татарских орд опустошило русские мастерские. Но ремесленники были пощажены: их жизнь была дороже для монгольских ханов, чем жизнь бояр и князей, так как руками, в частности, этих мастеров создавалась новая культура, культура Золотой Орды. В ханские ставки попадали и изделия русских мастеров (например, чара Владимира Давидовича); туда же вывозили ремесленников с их орудиями производства (в татарских городах находят литейные формы, несомненно киевского происхождения); туда привезли таких мастеров, как русский златокузнец Кузьма, чеканивший золотой ханский трон; с ним беседовал в 1245 г. путешественник Плано-Карпини. Русские ремесленники несомненно внесли свою долю (наряду с ремесленниками Средней Азии и Закавказья) в пышную культуру татарских городов Поволжья. На месте же богатого «многочеловечного» Киева тот же путешественник застал лишь груду развалин. И только на севере, в Новгороде и Пскове, продолжало развиваться то ремесло, которое создавало в течение нескольких столетий блеск Киевской Руси.