История древней Руси

Мастер и подмастерье

Специализация городского ремесла

В нашем распоряжении имеются некоторых материалы и для суждения о внутренней организации ремесла в пределах одной мастерской, одной артели. Относительно артели плотников есть данные о том, что они возглавлялись старшим (старейшина древоделям, старейшина огородникам), который распоряжался действиями всей артели и являлся ее юридическим представителем, так как именно с ним велись переговоры о работе. Некоторые ремесленные мастерские, как мы видели, были рассчитаны на работу нескольких человек. Очевидно, труд между ними был как-то разделен. Дляподсобних работ, по всей вероятности, использовали труд учеников и помощников, их мы уже видели у иконника Алимпия, жившего в первой половине XII в. В Вышгороде «огородник» Миронег имел отрока, очевидно являвшегося слугой или учеником.

Под 1259 г. летопись сообщает о построении города Холма Даниилом галицким. Князь Даниил начал сзывать к себе ремесленников изо всех окрестных земель и «идяху день я во день и употы, и мастере веянии бежаху ис татар: седельницы и лучници и тулиици и кузнеце железу и меди и серебру и бе жизнь и наполниша дворы окрест града, поле, села...» (Ипат. л., 1259). В этом поэтичном описании нового города, в который ремесленники вдохнули жизнь, характерно противопоставление «унотов» (юных, молодых) мастерам. В этих унотах можно видеть подмастерьев или учеников, которые незадолго до этого были захвачены на Руси татарами. Когда же, к 1259 г., первый натиск татар несколько ослабел, то в далекий угол Руси к сильному князю Даниилу и потянулись вереницы подмастерьев и мастеров.

Как мы видели на примере Алимпия, между мастерами и подмастерьями уже в начале XII в. происходили конфликты, в которых подмастерья старались привлечь на свою сторону население Подола, наиболее демократической части Киева. Правда, это относится к иконному ремеслу, которое, видимо, опережало другие ремесла в смысле своей социальной организации.