История древней Руси

Работа на заказ, на рынок, по найму

Специализация городского ремесла

Техника городского ремесла, как мы не раз отмечали выше, свидетельствует о стремлении к большей массовости продукции. Это относится к различным специальностям, но особенно ясно в отношении ювелиров. Район сбыта продукции городских ремесленников также в несколько раз больше, чем у их деревенских собратьев. Впрочем, нужно отметить одну характерную черту: изделия городских мастеров расходились по соседним городам, в очень незначительной степени затрагивая окрестные деревни. Это объясняется тем, что каждая категория мастеров имела контингент заказчиков, ограниченный рамками определенного класса.

Определить форму договорного соглашения между ремесленником и заказчиком можно пока лишь предположительно. Наиболее вероятной формой надо считать такую, когда заказчик приходил к мастеру в его мастерскую («пришед к единому от кузнец») и здесь «творил с ним ряд», т. е. условливался относительно стоимости работы, срока выполнения, а иногда и относительно материала, если работа выполнялась из материала заказчика. Большинство золотых вещей выполнено, вероятно, из материала заказчика. Некоторые виды ремесленных работ могли производиться и на дому у заказчика (например, шитье платья).

Существовала ли такая категория заказчиков, которые снабжали ремесленников материалами, а затем готовые изделия перепродавали,— сказать трудно, так как данных для этого нет. Какая-то денежная долговая зависимость ремесленников от ростовщического капитала монастырей, бояр и купцов несомненна. Об этом говорят городские восстания в Киеве и Новгороде (1113 и 1209 гг.), но какова была причина долгов — неясно. К займам у богатых горожан ремесленника могла принудить необходимость приобретения оборудования, покупка сырья и кабальные условия сбыта своей продукции перекупщику (особенно, если этот посредник снабжал ремесленников сырьем). Твердых данных о причинах зависимости у нас нет. Относительно же видов сбыта мы располагаем некоторыми указаниями археологических данных.

Работа непосредственно на заказчика подтверждена целым рядом вещей, на которых имя заказчика или прямо написано или же легко устанавливается. К таким вещам относятся, например, золотые, серебряные и жадеитовые (камень типа нефрита) змеевики с именами заказчика, а иногда всех членов его семьи (в том числе и змеевик Мономаха), шлем князя Ярослава, крест Предславы полоцкой, Суздальские врата, заказанные князем Георгием и епископом Митрофаном, евангелие, написанное по заказу посадника Остромира, именные намогильные кресты и десятки других вещей. В некоторых случаях удалось проследить, что мастер заготавливал заранее полуфабрикат (например, проволочный жгут для гривны), но окончательно отделывал изделие лишь после получения заказа. В этом можно усмотреть твердую уверенность мастера в том, что заказчики у него будут.

Отсюда недалек уже и переход к работе сначала на ожидаемого заказчика, а потом и просто на рынок. В XI—XIII вв. к вещам, изготовленным для рынка, можно уверенно отнести: шиферные пряслица, стеклянные браслеты, бусы, медные пряжки, глиняные игрушки, горшки, шерстяные изделия и менее уверенно: ножи, стрелы, замки и другие железные изделия. Можно думать, что работа на рынок сочеталась с выполнением заказов и являлась необходимым дополнением, позволявшим мастеру в промежутки, свободные от заказов, производительно использовать свое время. Очевидно, именно в связи с этим в одной и той же мастерской в Киеве готовились и роскошные золотые колты с многоцветной эмалью и дешевые стеклянные браслеты: заказы на дорогие колты были редки, и между заказами мастера готовили на рынок браслеты.

До сих пор речь шла о ремесленниках, имеющих свою мастерскую (или, точнее, обычную избу, приспособленную для ремесла), но наряду с ними были и ремесленники иного типа. Из них на первое место надо поставить плотников, артели которых нанимались по договору на ту или иную постройку. Вокруг больших каменных построек нередко возникал целый ремесленный городок: тут были и камнетесы, и кирпичные мастера, и резчики камня, и литейщики меди и свинца, и кузнецы различных специальностей. Бродячего же ремесла вообще, в той форме, в какой оно существовало в Западной Европе, у нас, по-видимому, не было.