История древней Руси

Ремесленники-холопы в монастыре

Специализация городского ремесла

Образчиком монастырского феодального хозяйства является Киево-Печерский монастырь, о котором для изучаемого времени мы имеем больше всего сведений. В составе монахов, наряду с выходцами из аристократической среды, существовали бедные монахи, принятые без вклада, за «богорад». Их имена даже не всегда запоминались (например, упомянутый выше монах-портной, уходивший из монастыря на заработки). Они напоминают западных конверзов, монахов-рабов, для которых монастырский устав был только добавочной цепью. Среди монастырских работников было много и различных ремесленников. Для большинства из них был обязателен монастырский устав, заимствованный у греков (так называемый Устав Федора Студита). Он содержит строго разработанную систему наказаний ремесленников, например: «О усмошвцы: аще небрежением преломит шило или ино что, им же уемь режут, да поклонится 30 и 50 или 100...», «Аще на потребу възметь кожю или усние и, не съблюдая, режеть и не дрилагаеть меры сапожныя... сухо да ясть...»; «О шевци ризнем: иже нехраиеньемь сломит иглу ли ножь или нить претергнеть, или ризу раздерет, поклон 50 ли 60». По этому уставу сапожнику или портному приходилось расплачиваться сотнями поклонов или сухоядением за сломанное шило или порванную нить. Если же ремесленник работал на стороне, то он должен был сдавать весь заработок игумену.