История древней Руси

Ремесленные города XI—XII вв

Специализация городского ремесла

Если мы поставим вопрос о времени, когда зародились впервые эти объединения ремесленников, то целый ряд данных уведет нас в домонгольскую Русь, в большие ремесленные города XI—XII вв.

Разветвленное на десятки профессий ремесло в русских городах было технически оснащено так же, как и в ряде государств Западной Европы. Недаром еще автор трактата о ремеслах Теофил перечисляет страны, известные своими изделиями, в таком порядке: Греция, Руссия, Аравия, Италия, Франция, Германия. Трактат написан, по-видимому, в конце X в. А для начала XI в. есть еще одно иностранное свидетельство, прекрасно подтверждающее приведенное выше положение Ф. Энгельса о беглых крепостных, стекавшихся со всех сторон в расцветавшие города. Титмар Мерзебургский пишет, что значительная часть населения Киева в начале XI в. состояла из беглых холопов, отовсюду стекавшихся сюда благодаря тому покровительству, какое оказывал городу князь Владимир. Территориальная близость внутри города ремесленников одной профессии везде являлась важной предпосылкой развития корпоративных связей.

Сказание о Борисе и Глебе сообщает, что в Вышгороде (под Киевом) был «старей огородником» по имени Ждан (в крещении Никола), который «творяше праздьнство святому Николе по вся лета». Этот плотничный староста, устраивавший ежегодно пиры в честь покровителя плотников, очень интересен особенно в свете того, что мы знаем об артелях плотников. Возможно, что здесь перед нами зародышевая форма объединения ремесленников. Заметим, что пир, устраиваемый старостой, не был широко доступным для всех, как многие пиры того времени, а носил замкнутый, корпоративный характер. Такие же [братчины-пиры, посвященные Николе, хорошо известны в городе плотников — Новгороде.

Возможно, что слово «братчина» означало не только пирушку каких-то «братчиков», членов содружества, но означало и самое содружество, цех, а братчина-пирушка была лишь регулярной формой цехового собрания, цехового праздника.