История древней Руси

Вопрос о цехах

Специализация городского ремесла

С этим мы подходим к интереснейшей стороне жизни древнерусского города — к проблеме организации ремесленников.

И в странах Западной Европы, и на Востоке в XI—XII вв. в феодальных городах возникают объединения купцов (гильдии) и объединения ремесленников (цехи). Эти объединения имели первоначальной целью защиту интересов своих сочленов в борьбе с феодалами. Ф. Энгельс так определяет причины возникновения цехов: «Необходимость объединиться против объединенного разбойничьего дворянства, потребность в общих рыночных помещениях в эпоху, когда промышленник был одновременно и купцом, рост конкуренции со стороны стекавшихся в расцветавшие города беглых крепостных, феодальный строй всей страны — все это породило цехи...» . Цехи имели общую кассу взаимопомощи, строили свою цеховую церковь (в честь покровителя своего ремесла), где собирались в определенные цеховые праздники, устраивали пирушки-братчины и хранили цеховую казну. Раскладка городских повинностей производилась по цехам, цехи выступали в случае войны в качестве боевой единицы.

Цех, в котором руководящая роль принадлежала мастерам, собственникам мастерских (одновременно являвшихся и лавками), строго следил за организацией работы, приобретением сырья и продажей готовых изделий и т. п. Писанные уставы цехов на Западе появились спустя два-три столетия после возникновения цехов, а на Востоке многие цехи дожили без писанных уставов до XVII в. Внешними признаками цехового братства были в большинстве случаев религиозные празднества в честь своего патрона и цеховая пирушка (самое немецкое слово Zeche — «цех» означает «попойку», «пир»).

Существование цехов в средневековой Руси историками обычно отрицается. Между тем, для XIV—XV вв. имеется ряд фактов, могущих говорить не только о наличии объединений ремесленников, но и о том, что в это время они были вполне жизненными, а в XVII в. несут в себе элементы разложения; достаточно отметить несомненное наличие, например, кузнечных и плотничных братств.