История древней Руси

Ювелирное дело на селе

Формы для литья

Среди различных технических приемов древнерусских ювелиров на первое место нужно поставить литье. Это наиболее старый прием, известный населению Восточной Европы еще с эпохи бронзы. Металл расплавляли в глиняных тиглях при помощи мехов, повышавших температуру горна. Затем расплавленный металл (или смесь металлов, сплав) черпали из тиглей глиняной ложкой, носившей специальное наименование льячки (от глагола «лить»). Льячки обыкновенно делались с носиком для слива и глиняной втулкой, в которую вставлялась деревянная рукоять. Льячку с металлом подогревали в пламени и затем жидкий металл наливали в литейную форму, все углубления которой должны были заполняться металлом. Когда залитая форма остывала, из нее извлекали металлическое изделие, в точности повторяющее форму. Качество изделия на девять десятых зависело от качества формы, но, к сожалению, исследователи ювелирного дела изучали очень многие технические приемы, но совершенно не касались самого распространенного из них — литья.

(далее...)

Техника литья

Обычно, когда речь идет о способах литья курганных вещей, всегда подразумевается один из описанных выше способов литья в формах. Необходимо указать на ошибочность этого взгляда, проистекающего от недостаточного внимания к технике.

(далее...)

Восковая модель

Впрочем, надо оговориться, что далеко не все отпечатки на глине делались готовыми вещами; очень часто древним мастерам приходилось изготовлять специальную модель, с которой уже делали оттиск. Такая модель изготовлялась, очевидно, из воска. В этом убеждают мягкие и глубокие линии узоров, проведенные по модели легко, без усилий, а также выпуклые узоры, сделанные, несомненно, из тонко раскатанных палочек или шариков воска, придавленных затем к поверхности модели. На некоторых металлических вещах очень хорошо видно, как мастер выглаживал пластичный материал модели; видны и бороздки от его инструментов и следы работы по мягкой массе. Подобная пластичная модель могла быть сделана и из глины, но глина не давала тех преимуществ при отпечатке (приходилось бы делать глиняный отпечаток с глиняной же модели), какие давал воск.

(далее...)

Ковка и чеканка

На второе место после литья нужно поставить ковку и чеканку цветных металлов. Принципиальное отличие от ковки железа заключается в том, что серебро, медь и их сплавы куются значительно легче, требуют меньшей температуры нагрева и легко поддаются даже холодной ковке. Поэтому в курганах мы видим и тонкую кованую серебряную проволоку и тонкие листы серебра. Расплющенное в листы серебро (или медь) шло на различные поделки: очелья (или венчики), пластинчатые браслеты, брактеаты с диргемов, оковку шкатулок, ушки для прикрепления подвесок и т. д. Ковкой изготовлялись некоторые виды шейных гривен, браслеты, наголовники, ромбощитковые височные кольца и др. Чеканка тонких металлических листов применялась крайне редко. Это было в основном городским приемом. В деревне чеканка применялась в очень простых формах точечного узора, идущего по краю подвески или в виде нескольких вдавленных линий. Чаще применялась чеканка специальными пунсонами (вдавленный кружок, треугольник).

(далее...)

Изготовление проволоки

Третьим после литья и ковки важным разделом является производство проволоки. В древнерусских курганах имеется много разнообразнейших поделок из медной или серебряной проволоки. В небольших количествах проволока употреблялась не только для украшений, но и в быту. Проволокой обматывались черенки ножей, из проволоки делали кольца, а также браслеты, перстни, височные кольца и целый ряд других украшений.

(далее...)

Распространение технических приемов

Подводя итог обзору техники древнерусских ювелиров, следует отметить большое разнообразие технических приемов и знакомство мастеров со сложными способами изготовления вещей. Указать хронологические ступени развития ювелирной техники трудно. Можно наметить только известную тенденцию к упрощению процесса изготовления вещей: постепенно вводятся разные штампы, технические приемы все больше рассчитаны на массовый сбыт.

(далее...)