История древней Руси

Восковая модель

Ювелирное дело на селе

Впрочем, надо оговориться, что далеко не все отпечатки на глине делались готовыми вещами; очень часто древним мастерам приходилось изготовлять специальную модель, с которой уже делали оттиск. Такая модель изготовлялась, очевидно, из воска. В этом убеждают мягкие и глубокие линии узоров, проведенные по модели легко, без усилий, а также выпуклые узоры, сделанные, несомненно, из тонко раскатанных палочек или шариков воска, придавленных затем к поверхности модели. На некоторых металлических вещах очень хорошо видно, как мастер выглаживал пластичный материал модели; видны и бороздки от его инструментов и следы работы по мягкой массе. Подобная пластичная модель могла быть сделана и из глины, но глина не давала тех преимуществ при отпечатке (приходилось бы делать глиняный отпечаток с глиняной же модели), какие давал воск.

Весь процесс отливки при помощи восковой модели можно реконструировать так : на гладкую каменную или глиняную плитку, аналогичную крышке для литейной формы, намазывался слой воска той толщины, какой должно было быть изделие. Затем, выравняв поверхность воска, мастер наносил контур вещи, обрезал лишний воск по краям и дальше лепил узор. Для этого он раскатывал воск в тонкие стерженьки, шарики, свивал стерженьки вдвое, чтобы получить подобие скани. Приготовленные детали орнамента он накладывал на восковую пластинку, изгибал, прижимал их, обравнивал край, покрывал рельефный узор рядом косых насечек и т. д. Если вещь не должна была иметь выпуклого орнамента, то работа мастера упрощалась -он, после оконтуривания, наносил узор острым резцом на воск. Из воска делался стержень канала, доходивший до края подставки; впоследствии через этот канал лили металл.

Отделав модель и охладив ее, чтобы придать прочность воску, кузнец заливал воск глиняным тестом. Когда тесто высыхало, полученную форму слегка обжигали, после чего воск вытапливался и выливался через литок (образованный упомянутым восковым стержнем). После этого форма была готова и на место воска можно было лить металл. Только подобный способ и может объяснить нам наличие на готовых металлических изделиях следов позитивной обработки. На самом деле — это следы обработки восковой модели, полностью перенесенные, благодаря глиняной форме, на металл. Совершенно естественно, что подобная глиняная форма не могла быть особенно долговечной: она могла выдержать два-три десятка отливок. Правда, в случае поломки формы (например, при извлечении из нее отливки) у мастера оставалась готовая металлическая вещь, и он мог пользоваться ею уже как штампом для оттиска в глине новых литейных форм для тождественных вещей.

Восковые модели позволяли ювелирам отливать не только плоские, но и объемные предметы.

При помощи различных видов литья древнерусские ювелиры изготовляли чрезвычайно много различных предметов украшения. Бытовых хозяйственных вещей этим способом почти не делали. Исключение составляла только «блесна», блестящий бронзовый крючок для ловли рыбы.